Количество учащихся на 01.09.2022
Первоклассников: | 101 |
Обучающихся 1-4 классов: | 377 |
Обучающихся 5-9 классов: | 273 |
Обучающихся 10-11 классов: | 26 |
Медико-психологическая служба
Медицинская служба
РЕЖИМ РАБОТЫ
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
0800 - 1545 | 0800 - 1545 |
детям и подросткам в образовательных учреждениях.
Работает от ГБУЗ РМ "Детская поликлиника №3".
Адрес поликлиники: гор. Саранск, пр. 60 лет Октября, д. 6А.
В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении. Именно поэтому проблеме сохранения и укрепления здоровья детей уделяется большое внимание на всех уровнях жизнедеятельности нашего учебного заведения.
Эффективная деятельность медицинского персонала образовательного учреждения достигается при тесном взаимодействии с администрацией, педагогическим коллективом и родительским комитетом школы.
Школьный врач проводит систематическую оценку эффективности профилактической, коррекционной, лечебной и реабилитационной работы в школе на основании динамики показателей состояния соматического и психического здоровья и частоты факторов риска. Медицинский персонал ведёт учётно-отчётную медицинскую документацию, отражающую состояние здоровья учащихся, объём и качество оказания медицинской помощи. В школе создан электронный банк данных о состоянии здоровья школьников. Это наиболее быстро и качественно позволяет проводить оценку состояния здоровья.
Также ведется наблюдение и периодические осмотры врачом в случае обращения к нему учащегося, индивидуальные консультации с учащимся и его родителями. Родители могут оценивать даже незначительные сдвиги в состоянии здоровья своих детей. А дети в свою очередь могут рассказать о своем состоянии здоровья через тестирование, анкетирование и опрос.
Школьный врач - педиатр, изучив состояние здоровья каждого ребенка, составляет карту здоровья всех школьников образовательного учреждения, и в зависимости от состояния, наличия патологий и других индивидуальных особенностей составляет индивидуальный план работы с детьми и разрабатывает профилактические курсы, которые составляют 12-15 дней в сезон, но здесь важно, чтобы родители владели информацией о профилактических мероприятиях. Медицинский работник определяет, какие препараты необходимы для проведения профилактических мероприятий. Препараты поступают в школу централизованно, ребенок потребляет их в школе, и каждый прием регистрируется в его паспорте здоровья, за этим следят медсестра и врач.
Согласно статистическим данным, в структуре заболеваемости школьников преобладают: болезни органов дыхания, глаза и придаточного аппарата, органов пищеварения ,опорно-двигательной системы и нервной системы. Учитывая это, в план оздоровительных мероприятий включены следующие разделы: соблюдение санитарно-гигиенического режима и здоровье сберегающих технологий, организация горячего питания, коррекция зрительных нагрузок и тренировка аккомодационного аппарата, физическое воспитание и закаливание, профилактические лечебные курсы, психокоррекция, развитие валеологической службы, консультации логопеда.
Особое внимание уделено в школе организации горячего питания.Учитывающее возрастные особенности детей, вкусовые пристрастия, медицинские показания. Мы настаиваем на том, чтобы школьная столовая являлась единственной альтернативой питания школьников, включающей натуральные продукты, богатые белками, витаминами и минералами.
Задачами профессиональной деятельности медицинского персонала в школе являются:
1.Медицинский контроль за условиями обучения и своевременное выявление факторов риска формирования нарушений здоровья и развития обучающихся, обусловленных несоблюдением СанПиНа 2.4.2 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», и устранение факторов риска.
2. Медицинский контроль за организацией физического воспитания и трудового обучения учащихся в общеобразовательном учреждении.
3.Методическое обеспечение и медицинский контроль за организацией питания детей и подростков для профилактики нарушений системы пищеварения и обмена веществ и оздоровления обучающихся .
5.Анализ состояния здоровья учащихся общеобразовательного учреждения.
6. Организация передачи учащихся, страдающих хроническими заболеваниями и выраженными функциональными расстройствами, выявленными в результате профилактических медицинских осмотров, на диспансерное наблюдение к врачам-специалистам по профилю заболевания и участковым педиатрам в поликлинику по месту жительства.
7. Организация передачи в кабинет медико-социальной помощи информации о социальных факторах риска ухудшения здоровья учащихся для оказания медико-социальной и медико- психологической помощи.
8.Методическое обеспечение и осуществление в школе работы по гигиеническому образованию и воспитанию, формированию у обучающихся ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.
9.Методическое обеспечение и медицинский контроль за проведением коллективных мероприятий по повышению двигательной активности и закаливанию, по профилактике утомления и формирования нервно-психических расстройств, нарушений зрения, системы пищеварения и опорно-двигательного аппарата.
10.Проведение специалистами отделения восстановительного лечение МУЗ « Детская городская поликлиника №3 » , в общеобразовательном учреждение детям с отклонениями в состоянии здоровья назначенных врачами-специалистами индивидуальных лечебно-оздоровительных мероприятий (массаж, ЛФК, физиотерапия) контроль за их эффективностью.
11.Оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
-занятия в специальной медицинской группе в школе (в течение учебного года 2 раза в неделю) или ЛФК в ОВЛ.
-обучение педагогов и родителей проведению физкультминуток
-беседа с родителями о гигиенических правилах и рациональной нагрузки на нижние конечности (для формирования свода стопы)
-контроль за правильным рассаживанием учащихся в классе и позах на занятиях
- контроль за организацией специальной медицинской группы и физкультминуток
12. Оздоровление детей с заболеваниями системы пищеварения
- контроль за режимом, рационом и качеством питания
- организация щадящего питания в школе
- контроль за проведением витаминопрофилактики
13. Оздоровление детей с нарушениями зрения
- контроль за правильным рассаживанием учащихся в классе ( в течение года)
-обучение педагогов организации зрительного режима во время занятий в школе, правильным проведением гимнастики для глаз
- контроль за проведением назначений офтальмолога 2р/год
- контроль за соблюдением основных санитарных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных помещаний
14. Оздоровление детей с избыточной массой тела
- занятия в специальной или подготовительной медицинской группе в школе(в течение учебного года 2 раза в неделю) или ЛФК в ОВЛ, в соответствие с рекомендациями врача эндокринолога и врача ЛФК
- рекомендации и беседа с родителями и детьми по повышению двигательной активности.
- рекомендации по организации питания соблюдением специальной диеты (стол № 8)
15. Оздоровление детей с заболеваниями носоглотки и часто болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями
- контроль за соблюдением щадящего режима для детей, перенесших острые респираторные вирусные инфекции
-аромотерапия
-витаминотерапия
-люголизация 2 раза в год
-фитотерапия
-ЛФК, массаж специалистами ОВЛ
16.Профилактика утомления и нарушений нервно-психического здоровья учащихся
- контроль за организацией и интенсивностью учебного процесса и его корекция
- обучение педагогов приемам физкультминуток, контроль за их проведением
-взаимодействием с психологом
17. Рекомендации родителям обучающихся в домашних условиях, в зависимости от отклонений в состоянии здоровья: организация режима дня, фитотерапия, противорецидивное лечение по назначениям специалистов.
18.Вакцинопрофилактика в соответствии с календарем профилактических прививок и согласно плану школы.
19.Участие в организации массовых спортивных соревнований. Привлечение детей к занятиям в спортивных секциях и труду в соответствии их возрасту и состояния здоровья.
20.Пропоганда здорового образа жизни.
21. Участие в организации программы «Мужское здоровье» (анкетирование, организация и проведение профилактических медицинских осмотров детей урологом, андрологом, контроль за выполнением назначений).
22.Проведение мероприятий по охране репропродуктивного здоровья девочек (участие в организации и проведении профилактических медицинских осмотров гинекологом, контроль за выполнением назначений, организация лекций с показом видеофильма на тему гигиенического воспитания, полового созревания, профилактике инфекций, методов контрацепции, профилактике абортов) Профилактический осмотр девочек гинекологом проводится по индивидуальным графикам. Девочки 5,7 классов осматриваются в школе.
Девушки 9,10,11 классов осматриваются в кабинете гинеколога МУЗ « Детская городская поликлиника №3 »
23.Формирование у учащихся установки на здоровый образ жизни.
24. Оздоровление детей в условиях пришкольного лагеря.
Система оздоровления в школе включает:
1. Прием поливитаминных напитков (сироп иван-чая, напиток «Золотой шар»,сироп шиповника и др.) в течение 2 – 4 недель осенью и весной, из расчета 5 – 15 мл на ученика на 100 – 150 мл кипяченой воды.
2. Прием общеукрепляющих или противовирусных чаев из лекарственных растений – по 50 – 70 мл однократно; обязательно осенью. Каждый чай содержит сбор лекарственных трав
3. Сеансы фитоароматерапии в классе по 10 – 20 минут в течение 5 – 10 дней; обязательно проводятся осенью.
Проведенные наблюдения показали снижение заболеваемости органов пищеварительного тракта, нервной, легочной и эндокринной систем, кожи в целом в среднем на 26,0 - 58,2%. Положительное воздействие фитотерапии отмечено у 84 – 96% детей, страдающих заболеваниями пищеварительного тракта. Обнадеживающие результаты получены в группах детей с заболеваниями верхних дыхательных путей (52,0 – 81,0%) и аллергическими заболеваниями (46 – 68%). При этом отмечено повышение успеваемости школьников по русскому языку и математике на 34,1%. Наблюдения сравнивались со школьными коллективами, где не проводилось фитооздоровление.
Профилактические курсы фитооздоровления эффективны как метод эффективного оздоровления детей без отрыва от учебно-воспитательного процесса в школе, для здоровых учащихся и учащихся с хроническими соматическими заболеваниями
В предэпидемический период проводиться вакцинация против гриппа вакцинами «Гриппол», «Гриппол плюс», «Моногриппол нео», дети принимают противовирусные препараты( арбидол , гриппферон , интерферон) в профилактических дозах.
Организационно-методическая основа внедрения профилактических и оздоровительных технологий в образовательных учреждениях
1. Внедрение оздоровительных технологий в образовательном учреждении осуществляется на основании совместного приказа органа управления образованием, в ведении которого находится образовательное учреждение, и органа управления здравоохранением, которому подчиняется детская поликлиника по месту расположения образовательного учреждения.
2. Помещения, оборудование и инструментарий, необходимые для осуществления профилактической и оздоровительной работы, обеспечивает образовательное учреждение.
3. Медицинский персонал, работающий в образовательном учреждении и осуществляющий оздоровительные технологии, подчиняется главному врачу детской поликлиники по месту нахождения образовательного учреждения и заведующему отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях данной детской поликлиники. Штаты медицинского персонала, работающего в образовательном учреждении, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными документами.
4. Профилактические, оздоровительные и коррекционные мероприятия осуществляются медицинскими работниками, прошедшими соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования для взрослых.
5. Планирование работы, контроль за деятельностью и повышение квалификации медицинского персонала, работающего в образовательном учреждении, а также обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями здравоохранения, образования, социального развития, физической культуры и общественными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся осуществляется главным врачом детской поликлиники по месту нахождения образовательного учреждения и заведующим отделением организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях данной детской поликлиники.
6. Научно-методическое обеспечение профилактической и оздоровительной работы, проводимой в образовательном учреждении, осуществляется учебно-методическим кабинетом (центром) органа управления здравоохранением, в ведении которого находится детская поликлиника, и органа управления образованием, в ведении которого находится образовательное учреждение.
7. Осуществление профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации образовательного учреждения, медицинского персонала, педагогов, родителей. Администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения в порядке, установленном уставом учреждения, обязаны содействовать медицинскому персоналу в проведении профилактической и оздоровительной работы в отношении всех учащихся.
8. Разработка и реализация профилактических и оздоровительных программ должна в первую очередь основываться на результатах профилактических осмотров учащихся, проводимых в декретированные периоды – перед поступлением в образовательное учреждение, за год до поступления в школу, перед поступлением в школу, после окончания 1-го класса, при переходе к предметному обучению (10 лет), в 12, 14–15, 16 и 17 лет. Профилактические осмотры детей должны быть направлены на выявление ранних признаков нарушений здоровья. Периодичность и этапы осмотров, объем и методики исследований, формы заключений регламентированы следующими приказами: Приказом Минздрава РФ и Минобразования РФ № 186/272 от 30.06.92 и приказами Минздрава РФ № 60 от 14.03.95; № 151 от 07.05.98; № 154 от 05.05.99; № 241 от 03.07.2000.
9. Неотъемлемой частью любой профилактической работы являются мероприятия, направленные на достижение гигиенического и эпидемиологического благополучия внутришкольной среды, как наиболее управляемого фактора формирования здоровья детей и подростков.
Заключение
Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий в образовательном учреждении возможна только при целенаправленной совместной деятельности администрации образовательного учреждения, педагогического коллектива, медицинского персонала, при поддержке родителей. Чрезвычайно важным является формирование психологической установки на здоровый образ жизни как у учащихся, так и у родителей, педагогов.
Успех в осуществлении оздоровительных технологий достижим только при выполнении норм и правил СанПиНа 2.4.2 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Только при оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья детей на 11%.
Наиболее высокие результаты при использовании профилактических и оздоровительных программ наблюдаются при систематическом проведении их начиная с первого класса.
Рекомендации
- Презентация "Здоровое питание здоровая нация" (ppt, 2.80 MB)
- Презентация "Питание при заболеваниях органов пищеварения" (ppt, 4.79 MB)
- Советы по режиму дня! (doc, 974.00 KB)
Фотоотчет
Создано: 11.10.2018 11:10:03 | Изменено: 10.03.2020 14:37:47